IX Международный фестиваль уличных театров «Елагин парк» проходил с 26-28 июля.
Я
посетил и хотел бы поделиться впечатлениями.
В
отличие от привычного всем театра, выступления уличных артистов проходят на
открытом пространстве, а сцену им заменил парк. Во время представлений грань
между участником и зрителем практически отсутствует.
Здесь, независимо от возраста
и настроения, вы сможете увидеть: клоунаду, пантомиму, музыкальные спектакли,
интерактивные спектакли, которые освещают общечеловеческие проблемы.
Понравился театр из Лиона «Compagnie FAÏ» Музыка, костюмы, живо е общение со зрителями, акробатические номера и фаер-шоу.
Так же театр Teatri Mobili (Италия), который основан на пластике рук и цирковых трюках. В сюжете участвуют два персонажа – мужчина и женщина, манипуляции пальцев исполнителей делают кукольных героев живыми и похожими на людей.
Вот такие необычные жирафы...
Это вид итальянского площадного театра, в котором большую роль играла
импровизация. Артисты выходили на площади в масках. Отсюда и пошло название (на
русский оно переводится как «комедия масок»). Как правило, у них был только
краткий план представления, остальное же оставлялось на волю случая.
Этот театр
появился в середине XVI века и просуществовал до конца XVIII, оказав большое
влияние на развитие западноевропейского драматического театра.
Европейский Карнавал
и русская Масленица
Крепкие исторические традиции имеют уличные представления, предшествующие
пасхальному посту – Карнавал (Европа) или Масленица (Россия). Изначально
являясь оппозиционным направлением христианской идеологии – как пережиток
языческих празднований начала нового календарного цикла. Эти уличные
представления были приняты христианством и даже вошли в церковный канон
(в православии – под названием Сырной седмицы).
Балаганный театр
Представления происходили в балаганах – временных деревянных постройках.
Изначально под балаганным театром подразумевались простые ярмарочные спектакли,
полные грубого юмора, шуток и прибауток.
В России балаганный театр появился с
подачи Екатерины II: в балаганчиках показывали незатейливые получасовые
спектакли. Жанр этот жив и ныне, но уже в постмодернистском виде как стилизация
балаганных представлений, но с современными смыслами.
Колядование и
вертепные театры
Вертеп - (первоначальное
значение слова – пещера, потаенное место), славянский народный кукольный
рождественский театр (преимущественно украинский и русский). Наибольшее
распространение получил в 17–19 вв. Классический вертеп представляет собой переносной двухэтажный деревянный
ящик высотой около 2 м и шириной около 1 м. В полу обоих этажей сделаны
прорези, по которым актер водит деревянных же кукол. В верхнем ярусе
разыгрывается сюжет, связанный с рождением младенца Иисуса Христа; в нижнем
ярусе сюжет связан с Иродом и избиением младенцев и Рахилью.
После Октябрьской революции, когда начались гонения на церковь и религию,
основной удар пришелся на ритуалы и обряды, связанные с Рождеством. Социальные
потрясения 1920–1930-х привели к тому, что народный кукольный театр, – в том числе
и вертеп, – в России был забыт.
Сейчас множество вертепов
участвует в светских Рождественских фестивалях искусств.
Хэппенинг
Форма представления на стыке театра и современного искусства. Это
«спонтанные бессюжетные театральные действия», происходящие с участием
художника, но не зависящие от него полностью.
Особым направлением развития уличного театрального искусства стал перформанс, который в отличие от традиционных видов театра, ближе к поэтическому чтению и исполнению музыкального произведения, и может быть определен как публичный жест (физический, словесный, поведенческий, социальный и т.д.).
Перформанс стал художественным
плодом движения хиппи, в его основе лежит представление об искусстве как об
образе жизни, предшествующем созданию каких-либо материальных объектов и даже
делающем их излишними.
«Флеш-моб»
Одной из форм современного перформанса можно назвать «флеш-моб» (Flash
Mob, англ. – «мгновенная толпа»), международное движение, получившее
распространение благодаря Интернету. Вместо импровизации здесь – четкое следование плану.
Большая группа людей
собирается, все выполняют заранее оговоренное действие и расходится. Задача
классического флэшмоба – просто удивить прохожих, однако со временем появились
флешмобы политической и социальной направленности, цель которых – привлечь
внимание к определенной проблеме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий