воскресенье, 30 сентября 2018 г.


"Дорогой дневник!"

с этих слов героиня начинает каждую новую страницу своего дневника.

В Центральном выставочном зале "Манеж" музейно-театральный проект "Хранить вечно" представляет 100-летнюю историю превращения бывших пригородных императорских резиденций Гатчина, Павловск, Петергоф и Царское Село в общедоступные музеи.


Все начинается с того, что каждому на входе выдают наушники и аудиогид. Внутри импровизированный  зрительный  зал и огромный "золотой" занавес. Он не раскрывается, как перед началом спектакля, а пропускает внутрь "лабиринта времени". В основе сюжета — дневник вымышленного героини  Ольги (ее озвучивает Алиса Фрейндлих). Она дочь людей, служивших у Николая II, родилась в Царском Селе, помнит царя, знает ставшие советскими дворцы и решает стать музейным работником. Именно на ее долю выпадают репрессия отца и матери, война, блокада, эвакуация и смерть сына и мужа. Она работала экскурсоводом в Петергофе, как хранитель, эвакуировала вещи из Павловского дворца, восстанавливала Гатчинский дворец.


 


Пространство условно делится на несколько зон. В залах расположены датчики, которые отслеживают местоположение. Из наушников слышатся главы дневника, фоновая музыка соответствует кадрам кинохроники на мониторах. Переключение глав дневника в наушниках происходит автоматически.




Я проходил по узкому лабиринту комнат, украшенных тускнеющей от зала к залу позолотой. Переходил от пространства со сваленными горой чемоданами к кабинету Луначарского, затем в кабинет с бюстами и фотографиями Ленина, далее в комнату с кровавыми следами на полу, соответствующими хронологически годам репрессий. Следующий круговой зал-инсталляция на тему советской пионерии и отдыха в парках. За ним мемориальная стена с табличками утраченных экспонатов и фамилиями расстрелянных сотрудников музеев. Затем "начинается" война — путешествие в вагоне со сложенными горой стульями и упакованной, прикрытой сеном, скульптурой. Попадаю в огромное пространство (это руины разгромленного Павловского дворца), заполненное обломками кирпичей и архитектурного декора.


Там я услышал фразу, вынесенную в название выставки: Ольга обещает своему отцу "хранить вечно" эти экспонаты.


Важнейшая часть экспозиции — триумфальное возрождение дворцов из пепла и их дальнейший путь в современность (выходишь из тёмного, тяжёлого лабиринта и попадаешь в ярко-белое пространство).


 

В повествовании органично сочетаются свет, мультимедийные вставки, звук и особенно голос Алисы Бруновны, создавая в итоге необычное произведение нового жанра. Этот проект произвел на меня очень сильное впечатление. За каждым предметом, вещью стоит судьба реального человека, его жизни. Время пролетело незаметно, и трудно было вернуться в реальность.

 Давайте хранить не только предметы, но и память о людях!

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
P.S. Хотел бы кратко рассказать о великой актрисе А. Б. Фрейндлих.

Алиса Бруновна — потомственная актриса, родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Окончила Ленинградский государственный театральный институт им. А. Островского в 1957 году. В труппе БДТ с 1983 года. Фильмы с участием Алисы Фрейндлих входят в "золотой фонд" отечественного кинематографа. Наиболее известна по картинам: "Служебный роман" (1977), "Д’Артаньян и три мушкетёра" (1978).

На сегодняшний день задействована в спектаклях БДТ:  "Дядюшкин сон", "Война и мир Толстого", "Алиса". Обладательница двух национальных театральных премий "Золотая Маска" (2001, 2006) и трёх премий Российской Академии кинематографических искусств "Ника" (1994, 2005, 2017). В 2016 году удостоена премии "Ника" в номинации "Честь и достоинство".

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий